9 декабря Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций объявлено Международным днем борьбы с коррупцией
9 декабря Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций объявлено Международным днем борьбы с коррупцией
Согласно Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Для эффективного противодействия коррупции каждое государство в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает, осуществляет и проводит скоординированную политику противодействия коррупции. Предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств.
С 2008 года в Российской Федерации стала проводиться планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающая новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления.
Для государственных и муниципальных служащих были установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль над соблюдением антикоррупционных мер.
Приоритетными направлениями в противодействии коррупции выступают ее предупреждение и профилактика. Важную роль здесь играет установление различных запретов, ограничений, обязанностей для государственных или муниципальных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Деятельность по предупреждению коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных организаций.
С целью формирования в обществе нетерпимости к коррупции следует расширять знания о правах человека и гражданина, объяснять механизм их реализации в государственных учреждениях, порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан.
В настоящее время предусмотрена обязательность уведомления государственным и муниципальным служащим о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Необходимо остановиться на понятии «склонение» как способа ограничения свободы волеизъявления государственного или муниципального служащего.Под склонением к совершению коррупционного правонарушения можно понимать действия, направленные на возбуждение желания у государственного или муниципального служащего совершить действие (бездействие), обладающее признаками коррупции. Фактическим основанием юридической ответственности может быть лишь правонарушение, а в нашем случае коррупционное правонарушение, то есть акт такого поведения, которое представляет единство внутреннего (сознания или воли субъекта) и внешнего (действия) поведения. Уголовная ответственность состоит в том, что лицо подлежит ответственности перед государством за совершенное преступление, получает государственное осуждение, наказание и (или) иные меры уголовно-правового характера.
Ответственность за коррупционные деяния может быть предусмотрена различная: от штрафа до конфискации имущества. А также должно быть обязательно предусмотрено лишение права занимать определенные должности лицами, совершившими коррупционные деяния.
Деятельность органов местного самоуправления в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку в ней сосредоточено оперативное управление материально- техническими, экономическими финансовыми, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов местного самоуправления предопределяют: высокая интенсивность контрактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам местного самоуправления полномочий, относительно небольшой уровень оплаты труда муниципальных служащих.
В пункте 4 части 1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, которые указаны в Федеральном законе № 131 – ФЗ, поэтому органы местного самоуправления должны быть наделены какими – либо существенными полномочиями по противодействию коррупции. А от государства, в условиях дефицита местных бюджетов, требуется финансирование муниципальных образований для выполнения ими программ по противодействию коррупции. В частности по ее профилактике.
Важной составляющей противодействия коррупции, в том числе и в деятельности органов местного самоуправления, является ее профилактика. Перечень мер по профилактике коррупции содержится в статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Одна из мер профилактики коррупции – антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» - достаточно подробно регламентирована и системно применяется на местном уровне.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривается предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. Положения данного пункта раскрыты в статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которая содержит основные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы. В частности, это требование к уровню профессионального образования, к стажу муниципальной службы или стажу по специальности и к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Пункт 5 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» в качестве меры профилактики устанавливает внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правил, в соответствии с которыми, длительное и безупречное и эффективное исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении их на вышестоящую должность, присвоении классного чина или при поощрении.
В качестве профилактики провокаций коррупционного характера в отношении муниципальных служащих в органах местного самоуправления поселка Хомутовка Хомутовского района разработана Памятка по противодействию коррупции, которая доведена до сведения муниципальных служащих.
В органах местного самоуправления поселка Хомутовка Хомутовского района проводится разъяснительная работа с муниципальными служащими по соблюдению ограничений, выполнению обязанностей и требований к служебному поведению, недопущению нарушений запретов, установленных законодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции, а также формированию нетерпимости к взяточничеству, проявлению корыстных интересов в ущерб интересам службы.
Кроме того, в целях противодействия коррупции в Администрации поселка Хомутовка Хомутовского района, проводятся такие мероприятия как:
осуществление мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, имеющих высокую степень коррупционных рисков; разработка предложений и рекомендаций по их минимизации; регламентация процедуры взаимодействия с потребителями муниципальных услуг.
Проведение в комплексе вышеуказанных антикоррупционных мероприятий позволяют эффективно и целенаправленно противостоять коррупционным проявлениям в работе органов местного самоуправления, повысить имидж органов местной власти и рост доверия жителей района.