9 декабря Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций объявлено Международным днем борьбы с коррупцией

9 декабря Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций объявлено Международным днем борьбы с коррупцией

Согласно Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Для эффективного противодействия коррупции каждое государство в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает, осуществляет и проводит скоординированную политику противодействия коррупции. Предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств.

С 2008 года в Российской Федерации стала проводиться планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающая новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления.

Для государственных и муниципальных служащих были установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль над соблюдением антикоррупционных мер.

Приоритетными направлениями в противодействии коррупции выступают ее предупреждение и профилактика. Важную роль здесь играет установление различных запретов, ограничений, обязанностей для государственных или муниципальных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Деятельность по предупреждению коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных организаций.

С целью формирования в обществе нетерпимости к коррупции следует расширять знания о правах человека и гражданина, объяснять механизм их реализации в государственных учреждениях, порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан.

В настоящее время предусмотрена обязательность уведомления государственным и муниципальным служащим о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Необходимо остановиться на понятии «склонение» как способа ограничения свободы волеизъявления государственного или муниципального служащего.Под склонением к совершению коррупционного правонарушения можно понимать действия, направленные на возбуждение желания у государственного или муниципального служащего совершить действие (бездействие), обладающее признаками коррупции. Фактическим основанием юридической ответственности может быть лишь правонарушение, а в нашем случае коррупционное правонарушение, то есть акт такого поведения, которое представляет единство внутреннего (сознания или воли субъекта) и внешнего (действия) поведения. Уголовная ответственность состоит в том, что лицо подлежит ответственности перед государством за совершенное преступление, получает государственное осуждение, наказание и (или) иные меры уголовно-правового характера.

Ответственность за коррупционные деяния может быть предусмотрена различная: от штрафа до конфискации имущества. А также должно быть обязательно предусмотрено лишение права занимать определенные должности лицами, совершившими коррупционные деяния.

Деятельность  органов местного самоуправления   в большей  степени   по сравнению  с другими  органами  власти  подвержена  коррупции, поскольку в ней   сосредоточено  оперативное  управление  материально- техническими, экономическими  финансовыми, кадровыми и  иными  ресурсами.  Повышенную  подверженность  коррупции  органов  местного самоуправления  предопределяют:  высокая  интенсивность  контрактов  с физическими  и юридическими   лицами, важность  принадлежащих  органам  местного  самоуправления  полномочий,  относительно  небольшой уровень  оплаты  труда  муниципальных служащих.

В пункте 4 части 1 статьи  5 Федерального закона «О противодействии коррупции»  закреплена   норма  о том, что органы  местного самоуправления  осуществляют  противодействие  коррупции в пределах  своих  полномочий,  которые указаны  в Федеральном законе  № 131 – ФЗ, поэтому  органы  местного самоуправления должны быть  наделены какими – либо существенными  полномочиями по противодействию  коррупции. А  от   государства, в  условиях дефицита местных  бюджетов,   требуется  финансирование  муниципальных  образований для  выполнения   ими  программ по противодействию  коррупции.  В частности   по ее профилактике.

Важной  составляющей  противодействия  коррупции, в том  числе  и в деятельности   органов  местного   самоуправления,  является ее профилактика.  Перечень мер по профилактике  коррупции  содержится  в статье  6 Федерального закона  «О противодействии  коррупции».  Одна  из мер  профилактики  коррупции – антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых актов и их  проектов,  предусмотренная   пунктом  2 статьи 6 Федерального закона  «О противодействии  коррупции»  - достаточно   подробно  регламентирована  и системно  применяется  на местном уровне.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона  «О противодействии  коррупции» предусматривается   предъявление  в  установленном   законом   порядке  квалификационных  требований  к гражданам, претендующим  на замещение  муниципальных должностей  и должностей  муниципальной   службы.  Положения данного пункта   раскрыты   в статье  9 Федерального   закона   от 02.03.2007 № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которая содержит  основные  квалификационные требования,  предъявляемые   для замещения  должностей   муниципальной службы.  В частности, это требование к уровню  профессионального образования, к стажу  муниципальной службы  или стажу  по специальности  и к  профессиональным   знаниям  и навыкам, необходимым   для  исполнения  должностных обязанностей.

Пункт 5 статьи 6 Федерального закона  «О противодействии  коррупции» в качестве   меры  профилактики  устанавливает  внедрение   в практику  кадровой работы  органов местного самоуправления  правил, в соответствии с которыми, длительное и безупречное  и эффективное  исполнение  муниципальными служащими  своих   должностных  обязанностей  должно в обязательном порядке  учитываться  при назначении  их на  вышестоящую должность, присвоении     классного чина или  при   поощрении.

В качестве  профилактики провокаций коррупционного характера в отношении муниципальных служащих в  органах местного самоуправления  поселка Хомутовка Хомутовского  района  разработана Памятка по противодействию коррупции, которая доведена до сведения муниципальных служащих.     

В органах местного  самоуправления   поселка Хомутовка Хомутовского района  проводится разъяснительная работа с  муниципальными служащими по соблюдению ограничений, выполнению обязанностей и требований к служебному поведению, недопущению нарушений запретов, установленных законодательством о муниципальной  службе и противодействии коррупции, а также формированию нетерпимости к взяточничеству, проявлению корыстных интересов в ущерб интересам службы.  
Кроме того, в целях противодействия коррупции в Администрации поселка Хомутовка Хомутовского района,  проводятся  такие мероприятия как: 
осуществление мониторинга исполнения должностных обязанностей  муниципальными   служащими, имеющих высокую степень коррупционных рисков; разработка предложений и рекомендаций по их минимизации;   регламентация процедуры взаимодействия с потребителями муниципальных  услуг.
Проведение в комплексе вышеуказанных антикоррупционных мероприятий позволяют эффективно и целенаправленно противостоять коррупционным проявлениям в работе  органов  местного самоуправления, повысить имидж органов местной власти и рост доверия  жителей района.